В 1987 году Международная организация по стандартизации (ISO) разработала нормы для сертификации системы менеджмента качества (СМК). В большинстве стран мира национальные стандарты основаны на нормах ИСО, в том числе и в России. В нашей стране они носят наименование ГОСТ Р, и их действие распространяется только на территории РФ. Сертификация СМК применяется для подтверждения исполнения требований стандарта ГОСТ ISO 9001 — 2011 (ISO 9001: 2008) в организациях.
Что такое сертификат соответствия стандарту ISO в системе ГОСТ Р?
Сертификация системы менеджмента качества (СМК) — это процедура подтверждения соответствия и результативности внедренной системы менеджмента качества организации-заявителя установленным требованиям стандарта ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001:2008).
Сертификация СМК по стандарту ГОСТ ISO 9001-2011 является демонстрацией стабильности производства. Она удостоверяет, что компания строго соблюдает и выполняет требования, определенные международными стандартами.
Зачем оформлять сертификат соответствия стандарту ISO в системе ГОСТ Р?
Путем подтверждения соответствия системы менеджмента качества требованиям стандарта ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001:2008) Ваша организация получает объективные доказательства Вашей приверженности принципам обеспечения качества и удовлетворения потребностей своих клиентов для последующей демонстрации клиентам и партнерам.
Этапы сертификации на соответствия стандарту ISO в системе ГОСТ Р
Выделяют один подготовительный и два основных этапа:
- подготовительная оценка существующей Системы менеджмента качества (СМК) для определенной организации (этап 1);
- анализ и оценка системы качества в организации (этап 2);
- инспекционный аудит сертифицированной системы качества (этап 3).
- Подготовительная оценка системы качества (этап 1) основана на оценке и аналитике документации существующей системы качества у проверяемой организации. Органом по сертификации проводится предварительная оценка для определения уровня готовности организации к осуществлению сертификации системы качества, а также целесообразности последующих работ по сертификации.
На этапе подготовки к проверке и оценке системы качества (этап 2) составляется индивидуальная программа, где среди членов экспертной комиссии распределяются функции, а также подготавливается рабочая документация по проверке. Разрабатывает данную программу проверки главный эксперт, а руководитель органа по сертификации утверждает ее.
По результатам сертификационного аудита (аудита на месте) оформляется отчет о проверке СМК. На его основании экспертная комиссия выносит решение о выдаче сертификата соответствия требованиям стандарта ГОСТ ISO 9001-2011 или об отказе в выдаче (когда в ходе аудита устанавливаются какие-либо недочеты, аудиторы оформляют протоколы несоответствий). В случае отказа, могут быть предложены варианты повышения уровня СМК для устранения недочетов и пересмотр решения. Незначительные отклонения от стандартов, как правило, не становятся препятствием на пути к получению сертификата. Их устранение проверяется в ходе следующих ежегодных инспекционных проверок (этап 3). В случае проявления значительных отклонений от норм сертификат может быть выдан исключительно после демонстрации устранения данных несоответствий. Сертификат СМК выдается на срок 3 года с последующим продлением.
Каковы преимущества сертификации системы менеджмента?
Оформление сертификата соответствия стандарту ИСО в системе ГОСТ Р позволяет:
- организовать грамотную структуру управления и умножить ее эффективность;
- поднять на должный уровень качества продукции и/или услуги;
- увеличить продажи продукции;
- снизить затраты (потери при производстве, брак, рекламации, потеря времени из-за несовершенства управления);
- реализовывать изготавливаемую продукцию по мировым ценам, увеличив оборот;
- повысить имидж компании для зарубежных и российских инвесторов, партнеров;
- увеличить шансы в конкурентной борьбе на рынке;
- предоставить возможность для получения льготных кредитов;
- представить общественному мнению стабильное и современное предприятие на рынке;
- предоставить возможность участия в государственных тендерах на получение государственного, городского, или муниципального заказа на производство работ и/или услуг.
Документы, необходимые для проведения сертификации
1. Фактический адрес, телефон, e-mail, банковские реквизиты.
2. Копии, заверенные печатью организации и подписью Руководителя организации с
пометкой «копия верна»:
- Устав;
- Свидетельство о постановке на налоговый учет (ИНН);
- Свидетельство о государственной регистрации (ОГРН);
- Выписка из ЕГРЮЛ;
- Информационное письмо из Госкомстата о присвоении кодов ОКВЭД;
- Действующие лицензии с перечислением разрешенных видов деятельности (при наличии).
3. Структурная схема организации.
4. Перечень структурных подразделений с указанием функциональных обязанностей.
5. Квалификационный состав организации.
6. Заявка (по форме)*.
7. Руководство по качеству, 6 обязательных процедур (Управление документацией, Управление записями по качеству, Внутренний аудит, Управление несоответствующей продукцией, Корректирующие действия, Предупреждающие действия).